Разделы:

Все о журнале

Свежий номер

Линия

Архивы

Подписка

Новости

Реклама. Конкурсы

Ссылки

Душа танца

Пишите нам

Адрес редакции:

129110, Москва, Проспект Мира, дом52/1.

Тел./факс: (095) 288-2401

Тел.: (095) 284-3351

This site best viewed with I.E. 5.0 or higher, 1024/768 resolution.

(C) Copyright by Ballet Magazine, 2000.

Design by L.i.D.

В номере | Аннотации статей


Балет N 6 [126] Ноябрь-Декабрь 2003.



Nota Bene

По традиции последний номер года открывается обращением к читателям с поздравлением с Новым Годом и своеобразным отчетом о выполнении обещания в течение всего года посвящать свои обложки и статьи хореографическому искусству Санкт-Петербурга, отметившему 300-летие. Ведь его балет – гордость не только города, но и России, и мировой культуры. Среди акций уходящего года – издание специального альбома «Петербургские зеркала», а также выпуск дополнительного специального номера (из серии «Материалы к истории балета ХХ века. Свидетельства современников» ), материалы которого рассказывают о развитии хореографического образования России в ХХ веке.

За год были выпущены шесть номеров детской версии журнала «Студия Антре» и десять номеров газеты «Линия – БАЛЕТ» – ежемесячного журнального приложения. NOTA BENE Свою непростую жизнь в течение года редакция завершает по традиции присуждением приза «Душа танца» в десятый, юбилейный, раз и публикует список лауреатов 2003 года. Церемонию вручения приза планируется провести в Москве 29 февраля 2004 года.

Время балета

В рубрике «Время балета» публикуется статья «Мастер военной пляски». Она посвящена замечательному хореографу, главному балетмейстеру дважды Краснознаменного академического ансамбля песни и пляски Советской армии имени А.В.Александрова, народному артисту России Ушеру Пенховичу Хмельницкому. О нем, светлом, увлеченном человеке, Мастере, Художнике вспоминает его сын - Пётр Хмельницкий.

«Двенадцать лет прошло с тех пор, как отец ушел из жизни, но его хореографические номера живут до сих пор, они волнуют зрителей XXI века и являются основой репертуара балета прославленного коллектива». Творческое наследие балетмейстера велико и разнообразно. Только в ансамбле имени Александрова, где Хмельницкий работал с 1961 года, а с 1966 был бессменным главным балетмейстером, им было осуществлено более пятидесяти постановок.

Автор рассуждает о том, что такое жанр военной пляски и рассматривает его художественное значение для российской культуры. Он рассказывает также о творческом пути отца, его эстетических взглядах и человеческих качествах, о военных годах, о буднях концертных фронтовых бригад. В статье анализируются отдельные сочинения и воссоздается атмосфера их создания.

Балетный клуб

«В поисках дягилевского времени» – так называется статья рубрики «Балетный клуб», подробно рассказывающая о «Круглом столе» на тему «Проблемы современной хореографии». Он состоялся в рамках первого международного фестиваля «Дягилевские сезоны. Пермь – Петербург – Париж» .

В серьезной аналитической дискуссии принимали участие балетные критики, педагоги, исполнители и театральные деятели. Среди них – балетный критик из Екатеринбурга Лариса Барыкина; главный редактор отдела музыкального театра журнала «Музыкальная академия», кандидат искусствоведения Марина Нестьева; художественный руководитель Пермского театра оперы и балета и художественный руководитель фестиваля «Дягилевские сезоны» Георгий Исаакян; доцент Пермского института искусства и культуры, кандидат искусствоведения Владислав Иванов; директор фестиваля «Дягилевские сезоны», кандидат искусствоведения, доцент кафедры философии Пермского университета Олег Левенков.

Активно участвовали в разговоре зарубежные гости – известные балетные критики: Линн Гарафола, профессор Колумбийского университета, и Дэвид Воан, заместитель редактора журнала «Баллей Ревью», главный хранитель труппы Мерса Каннингема, профессор Нью-Йоркского университета. Согласно выступлениям заокеанских гостей, проблемы современной хореографии волнуют сегодня не только наших соотечественников. Схожих проблем немало и в мировой практике танцевальной культуры.

Вел «Круглый стол» заместитель главного редактора журнала «Балет», художественный руководитель Государственного Театра Наций, кандидат искусствоведения Сергей Коробков.

Опираясь на анализ исторических фактов и современных спектаклей, специалисты пытались ответить на острые вопросы. Среди наиболее актуальных оказались такие:

Что первично – кризис хореографической мысли как художественной идеи или хореографии как таковой? Что такое «современная хореография»: новые спектакли в академических театрах с использованием классического словаря, или работы в жанре contemporary dance, или еще нечто?

На конкретных примерах авторы отвечали на такие вопросы: почему мы наблюдаем устойчиво «благообразный» среднестатистический репертуар и не видим жестких концептуальных прорывов в будущее, – оттого, что культурологи называют «усталостью культуры», или потому, что театр не успевает за осмыслением быстротекущего времени?

Многие из выступавших сошлись во мнении о том, что балетному театру вредит слишком очевидная изоляция от того, что происходит на соседних территориях – оперы, драмы, других аудивизуальных видов культуры?

Где продюсеры, похожие на Дягилева: способные на риск, готовые искать настоящие таланты – в музыке, живописи, исполнительстве? Где, наконец, настоящая критика, способная осмыслить все эти процессы – уже ставшие историей и еще нас волнующие: что происходит с танцем – традиционным и современным, почему рвется связь между очевидными периодами его движения, почему хореографическая и – шире – художественная культура петляет в лабиринтах, из которых тщится найти выход? Почему рвутся связи и теряется преемственность?

Редакционная коллегия журнала «Балет» полагает, что вопросы, поднятые в выступлениях участников «круглого стола», могут составить предмет серьезного разговора для всех, кому не безразлично будущее современного хореографического искусства. И предлагает читателям принять участие в творческой дискуссии по проблемам современной хореографии.

Балетная тема

Рубрика «Балетная тема» продолжает публикации, посвященные юбилею города на Неве. И первая из них – фрагменты бесед с Олегом Виноградовым, чье имя связано с Санкт-Петербургом не только благодаря его творческой деятельности в двух самых знаменитых балетных труппах города – в Мариинском (тогда – Театре оперы и балета имени С.М.Кирова) и театре имени М.П.Мусоргского (Малеготе) . Виноградов – петербуржец по рождению, характеру мышления, художественным привязанностям, по восприятию окружающей действительности и манере её образного отражения в своих произведениях. В 1990 году в Вашингтоне Олег Виноградов основал «Универсальную академию балета» , где основой системы преподавания стала петербургская школа.

Биограф хореографа Арсен Деген впервые публикует давнее интервью, которое сохраняет свою актуальность и сегодня. Олег Виноградов рассказывает о своих перспективных программах для балетных трупп, в которых он работал; рассуждает о их сильных и слабых сторонах, подчеркивает значение индивидуальности каждого театра и необходимости конкретного подхода при формировании репертуара. Вспоминает о том, как разрешал вопрос о привлечении молодёжи к балетному театру, высказывает свои мысли о прокофьевских балетах, и в первую очередь, «Ромео и Джульетта», вспоминает время, когда рождался его спектакль «Ярославна».

Продолжает петербургскую тему фрагмент книги Галины Улановой «Школа балерины», где великая танцовщица рассуждает о советской хореографии. «Не музыка подгонялась к задаче создания блестящих танцев, а балетмейстер и артисты исходили из идеи музыки, что было залогом того, что содержание балетов станет глубже, а у исполнителей появятся серьёзные сценические задачи, органически вытекающие из музыкальных характеристик героев».

Далее Галина Сергеевна вспоминает о работе с композитором Борисом Асафьевым и хореографом Ростиславом Захаровым над балетом «Бахчисарайский фонтан» . «Мы старались найти правду человеческих отношений, без которой немыслимо раскрытие пушкинского замысла, невозможно воссоздание чудесных образов поэта. [...] Пушкинская Мария заставила многое пересмотреть в моих прежних партиях и сыграть их заново. Это сказалось и на такой, например, роли, как Жизель». А позже «помогло» в создании роли Джульетты. «Как и в Марии «Бахчисарайского фонтана», я должна была идти от музыки. Содержательность музыки — то драгоценное, что дали советские композиторы нашей хореографии, — мелодия, раскрывающая духовный мир героев, была для нас главным в выборе танцевальных и выразительных средств».

Статья Сергея Радлова «Пантомима – это дрожжи, на которых всходит танцевальное «тесто», первоначально была опубликована в газете «Советское искусство» в 1932 году. Она завершает петербургский триптих рубрики.

«К спектаклю «Пламя Парижа» Ленинградский театр оперы и балета подходит как к этапной работе – работе, которая должна положить начало большим боям за создание нового стиля балетного искусства. … В этой борьбе за осмысленной, содержательной, волнующий балетный спектакль существенным является пересмотр отношений между танцем и пантомимой. Не количественный пересмотр. Танец в балете был и остаётся основной частью спектакля. … Но пантомима, которая не должна количественно вытеснять танец, но качественно на него влиять, стимулировать его, подготавливать и обуславливать драматическое напряжение танца». В статье приводятся примеры соотношения танцевальных и пантомимных элементов в пространстве одного спектакля.

Имя в балете

Первая статья рубрики «Имя в балете» принадлежит перу Веры Михайловны Красовской. Значительная часть наследия ученого –портретная галерея деятелей отечественного искусства танца. Среди многих образов знаменитых артистов и балетмейстеров есть и очерки и о тех, кто учил, воспитывал «звёзд» – об их педагогах.

Журнал предлагает ранее не опубликованную статью 1997 года «Творческий путь Ю.И.Громова» из архива Красовской. Она посвящена деятельности заведующего кафедрой хореографии Высшей профсоюзной школы культуры (ныне Гуманитарного университета профсоюзов). В статье подробно рассматривается творческий путь народного артиста России, кандидата искусствоведения, профессора Юрия Иосифовича Громова, который недавно отметил своё семидесятилетие, и как балетмейстера-постановщика, создателя танцевальных эпизодов в драматических спектаклях и автора полномасштабных балетов на различных сценах страны, и как педагога, теоретика хореографического искусства.

Особое внимание уделяется научно-методической деятельности Громова, теоретическим исследованиям, обобщающим итоги его многолетней работы. Особый интерес представляет часть, которая посвящена преподавательской методике Громова на кафедре сценического движения Театрального института на Моховой.

Второй очерк рубрики рассказывает об экс-балерине Мариинского театра, а ныне звезде БольшогоСветлане Захаровой. В увлекательной форме Игорь Ступников рассказывает об этом «удивительном новом таланте». Особое внимание уделяется партии Жизели, которая стала «визитной карточкой» балерины. «Танец Захаровой в этом спектакле отличается ясностью и какойто звонкой юношеской чистотой».

Петербургский классический репертуар Захарова освоила быстро, с кажущейся легкостью, хотя о какой «легкости» можно говорить, если в послужной список танцовщицы вошли такие партии, как Аврора в «Спящей красавице», Китри в «Дон Кихоте», Медора в «Корсаре», Никия в «Баядерке», Солистка в «Шопениане», Мария из «Бахчисарайского фонтана»? Каждая из них требовала особой стилистики, образности, духовной наполненности. Автор рассказывает о том, как Захарова танцует балеты Баланчина и делает вывод о том, что «нынче можно сказать, что Баланчин – ее балетмейстер, а она – его танцовщица. «Каждой ролью Захарова доказывает, что она не только виртуозная танцовщица, но и выразительная актриса».

Елена Преснякова в своем очерке раскрывает профессиональный и человеческий портрет Татьяны Устиновой - народной артистки СССР, лауреата Государственных премий, профессора, главного балетмейстера Государственного академического русского народного хора имени М.Е.Пятницкого. Вспоминает годы ее детства, учебы в Московском хореографическом училище, первые постановки, преподавательскую деятельность и многочисленные экспедиции, где Устинова по крупицам собирала танцевальный фольклор для своих танцев. Она считала, что в России пляшут поразному, что нет и не может быть единой манеры исполнения. Ведь движения диктует не только образ жизни, который на севере один, на юге другой, а в Сибири третий, но и костюм, почти в каждой деревне свой. «Ее любили все, студенты и артисты, коллеги и чиновники, вахтеры и билетеры, костюмеры и уборщицы концертного зала имени П.И.Чайковского, куда она с сорокового года ежедневно ходила на службу».

Статья Станиславы Щуковой посвящена творчеству Леонида Якобсона – одного из самых выдающихся явлений прошлого столетия, во многом определившего лицо отечественного балетного искусства XX века. Любое его произведение становилось событием.

«Самым любимым жанром балетмейстера был жанр хореографической миниатюры. Основная часть статьи и посвящена необычному спектаклю 1959 года, в котором Якобсон решил объединить ряд миниатюр из старого репертуара и добавить несколько новых, назвав их «Хореографические миниатюры»

…Постановка включала в себя множество интересных номеров, один из них – цикл «Скульптуры Родена» . В основе его лежала идея – «оживить» скульптуру. …Музыка Дебюсси, Прокофьева и Берга словно ведет за собой Якобсона: гибкая пластика танцовщиков реагирует на малейшие нюансы музыки. В спектакле Якобсон нашел способ совместить две, на первый взгляд, противоположные тенденции. С одной стороны, зрителя не оставляет впечатление статичной гармонии, свойственной не живым людям, а мраморным изваяниям. С другой – танцовщики непрерывно находятся в движении, следуя за всеми «изгибами» музыки, словно оживляя холодный мрамор, заставляя его светиться чувством. Они продолжают очаровывать зрителя, воплощая то, о чем люди мечтали еще со времен Пигмалиона: наделять жизнью прекрасные скульптуры не по воле богов, а благодаря творческой мысли человека».

Мир балета

Рубрика «Мир балета». Павел Ященков освещает гастроли Королевского балета Великобритании «Ковент Гарден» в Москве, которую эта одна из самых крупных и престижных балетных компаний мира посетила после 16-летнего отсутствия.

Подробно разбирая все спектакли гастролеров, автор делает такие выводы: «Ковент Гарден» переживает сегодня не самые лучшие времена, собирая артистов по всему миру и ангажируя мировых звезд. …Кризис национальной школы привел к нивелированию некогда знаменитого английского стиля. …Тем не менее, компания ведет весьма продуманную репертуарную политику, предлагая как классический, так и специфический английский репертуар. Помимо «Лебединого озера» британцы показали балеты крупных английских хореографов Фредерика Аштона и Кеннета Макмиллана, составляющие основу репертуара Королевского балета.

…Хотя гастроли английского Королевского балета несколько разочаровали, продемонстрировав всеобщий кризис жанра на рубеже тысячелетий, они оказались интересными и преподнесли немало полезных уроков».

Елена Соломинская из Дюссельдорфа делится с читателями впечатлениями от величественного гала-вечера, который состоялся на сцене Оперного театра Гамбурга и завершал XXIX Гамбургские дни балета. Эти ежегодные дни «всегда закрываются гала, который традиционно посвящается Вацлаву Нижинскому, а также какому-либо значимому событию или личности в истории балетного искусства. В нынешнем сезоне - выдающемуся танцовщику и хореографу Рудольфу Нурееву». Автор интересно передает речь мэтра Гамбургского балета Джона Ноймайера, который хорошо знал и высоко ценил Нуреева. Для него Нуреев был прежде всего человеком, неутомимо стремящимся к новизне и экспериментам. «Гости и хозяева танцевали номера, которые посвящали Нурееву хореографы. …

Своеобразным венцом вечера стал величественный акт «Тени» из «Баядерки» – предпоследней премьеры Гамбургского балета, в хореографии Натальи Макаровой. Звезда балета будто передавала эстафету новой 18-летней звезде Theater «Unter den Linden» по имени Полина Симеонова, выпускнице Московского хореографического училища. Она явила технически совершенную Никию, не по-детски серьезную и западно-нордическую».

Главное же хореографическое подношение этого вечера Ноймайер посвятил, конечно же, Нурееву, определив его жанр как «импровизация»: две девушки и четыре юноши в световом пространстве продемонстрировали танец - новый, философский, динамичный, передав творческий дух самого Рудольфа Нуреева.

Сценограмма балета

Сергей Чуянов в рубрике «Сценограмма балета» подробно повествует о премьере балета «Капитанская дочка» на музыку Тихона Хренникова, доказательно объясняя почему она стала ярким событием в жизни Нижегородского театра оперы и балета, носящего имя великого Пушкина. Создатель нижегородской версии «Капитанской дочки» Виталий Бутримович ощутил динамику развития сценического действия, в котором одна картина стремительно сменяет другую.

БАЛЕТ-ПАРАД

Рубрика БАЛЕТ-ПАРАД рассказывает о трех балетных спектаклях, показанных в рамках Московского фестиваля имени А.П.Чехова:

- «Жан Жуан» в исполнении артистов с Тайваня. «Непривычным был сам хореографический стиль представления. Здесь все основано на главных компонентах восточных боевых искусств – они и формируют композицию. … В рамках современной пластики, которые становятся все шире, увиденное представляет собой одно из интересных явлений: сочетание статики тела, когда исполнитель как корнями «прорастает» в «землю», с всегда наполненными внутренней энергией движениями.

- «Городской атлас запада» – спектакль итальянской труппы «Театральные машины» . Он решен мультимедийными средствами, здесь наряду с танцем и пантомимой существует также и музыка, а в соседстве с ними живет слово, и все это естественно сочетается с тщательно продуманным световым оформлением, которое поражает своей мощью и оригинальностью.

- и интернациональный спектакль Kaze. Это японское слово и, в переводе на русский означает «ветер». Ветер, как известно, бывает разным – лёгким как дыхание ребёнка, ласковым как прикосновение любящей руки, мощным, неостановимым как людской поток на праздничной улице. Такую многоликость и явили Москве артисты интернациональной труппы, в состав которой входили: японский композитор, хореограф из Финляндии, музыканты и танцовщики из Японии и Сенегала. «Роли музыкантов и босоногих артистов постоянно меняются и невозможно понять, кто здесь главный: афро-азиатские ритмы и современная пластика, причудливо переплетаясь, сосуществуют свободно, рождая картины, словно вышедшие из нашего подсознания».

Статья Валерия Ромма посвящена двум темам. Во-первых, балетным конкурсам, которые «лишь инструмент, позволяющий ярче высветить недостатки и упущения в хореографическом образовании и наметить пути решения возникающих проблем».

Во-вторых, хореографической ситуации в российской провинции, претерпевшей за последнее десятилетие многие изменения. А именно, системе государственного профессионального хореографического образования; статусу театров оперы и балета и музыкальных театров; принципам формирования балетного репертуара; любительскому хореографическому образованию.

«Под занавес» статьи называются имена победителей и членов жюри конкурса юных исполнителей в Новосибирске.

Информ-балет

Информ-балет представляет:

- три столичных вернисажа: репортаж со второй персональной выставки художника Дмитрия Евтушенко, которому близки образы людей, связанных с искусством. Среди представленных картин – портреты Игоря Моисеева, Илзе Лиепа и «балетные» зарисовки;

- рассказ о выставке Джины Лоллобриджиды «Жизнь в искусстве». Итальянская кинозвезда представила и зажигательную пляску Эсмеральды, и почти вакхические позы «Прима-балерины», и «Маленькую танцовщицу», и романтическую композицию «Первое чувство», перекликающуюся с «Девочкой на шаре» Пикассо;

- На выставке работ Любови Лондон большое место занимала балетная тема. Мы встретились здесь со многими легендами русского балета в «трактовке» художницы и скульптора: Анной Павловой и Наталией Бессмертновой, Мариной Семеновой и Наталией Дудинской, Майей Плисецкой и Екатериной Максимовой.

- Одна из заметок рассказывает о праздновании десятилетия детской школы хореографии «Фуэте» подмосковного Зеленограда. В программе юбилейного концерта оказалось немало хореографических миниатюр Леонида Лебедева, который долго и активно сотрудничает с коллективом. О том, как сложилось это сотрудничество, рассказывают гости редакции журнала «Балет»: сам хореограф и художественный руководитель «Фуэте» Олег Соколов.

- «Балет в Гнездниковском» показал в театре «ГИТИС» программу, в которых представил работы трех выпускников балетмейстерского факультета Российской академии театрального искусства: О.Стекольщиковой, Е.Назаровой и П.Апатонова. О том, какие хореографические опусы увидели зрители и кто их исполнял повествует одна из заметок «Информ-балета».

«В Париже Ближнего Востока» – так озаглавлена заметка о гастролях театра «Кремлевский балет» с балетами, поставленными Юрием Григоровичем: «Ромео и Джульетта» и «Иван Грозный». Этими спектаклями начались Дни Российской культуры в Болгарии и открылся новый театр в Бейруте.

Молодое Республиканское хореографическое училище Якутии и его директор Наталья Посельская выступили организатором проведения изучения здоровья учащихся. Для получения объективной картины проводились обследования детей в балетных школах Якутска и Красноярска. Полученный материал стал предметом разговора на первой научно-практической конференции «Особенности физического развития учащихся хореографических училищ в условиях Крайнего Севера, Сибири и Дальневосточного региона». В ходе конференции был поднят и вопрос социальной защищенности артистов балета. Кроме научных докладов, состоялись также открытые уроки, мастер-классы и совместные концерты.

- В Международный день танца музей-квартира Вахтанга Чабукиани гостеприимно распахнул свои двери первым посетителям. Инициатор открытия музея - Давид Джангвеладзе. В его планах - войти в контакт с Бахрушинским музеем, установить контакты с фондами Баланчина и Нуреева.

- Статья Наталии Шереметьевской рассказывает о VI Московском международном фестивале «Степ-Парад» , в программу которого входили конкурс, мастер-классы (их проводили педагоги из Америки и Франции). Автор приходит «к выводу, что в показанном преобладала тенденция создания разнообразных образов. Успех достигался благодаря выразительности исполнителей и удачному постановочному решению. Но, к сожалению, второе встречалось нечасто. Хочется надеяться, что балетмейстеры обратят, наконец, внимание на активно развивающийся, перспективней театр степа».

- Статья Галины Беляевой-Челомбитько «Наследники Павловой» представляет историю создания коллектива «Русский национальный балет» под руководством Сергея Радченко. В очерке анализируется репертуар труппы, содержатся высказывания руководителя о жизни традиций классического наследия.



главная

наверх